Get Adobe Flash player

В данной небольшой работе мы не имеем возможности рассмотреть все аспекты воспитания патриотизма у подростков. Коснемся лишь тех, по поводу важности которых у нас не возникает никаких сомнений, и поделимся своим опытом работы с современными школьниками. 
По определению классиков прошлого патриотизм - любовь к Родине, готовность к ее защите, стремление служить ее интересам, способствовать ее счастью и процветанию. Мы не считаем, что время патриотов прошло. Мы не считаем, что утеряны возможности построения общества высокой морали. 
Гражданственность и патриотизм - вот два важнейших фактора формирования цельной и гармоничной личности.

Каждое предыдущее поколение должно считать себя обязанным взрастить это благородное состояние души в тех, кто придет за ним. 
С чего же начинается воспитание чувства патриотизма? Со знания. 
Разве можно быть преданным искусству, в котором не разбираешься? Разве можно любить, к примеру, балет, не увлекаясь им, а лишь основываясь на утверждении, что в этой области "мы впереди планеты всей"? 
Разве может стать настоящим патриотом и гражданином человек, ничего о своем крае не знающий - ни его истории, ни его природы, ни его достижений? О какой гордости за свое отечество может говорить тот, кто не может рассказать о родном крае? К сожалению, даже среди взрослых наших земляков таких немало. 
Готовя детей к большой жизни, нужно научить их гордиться своей родиной, а значит, помочь узнать ее как можно лучше. 
Немалая роль в этом сложном вопросе должна отводиться организациям и учреждениям дополнительного образования, а так же НКО. 
Мы имеем все основания полагать, что наш клуб "Фауна" - одна из самых крупных постоянно работающих общественных организаций в Чите. В этом году ей исполняется пятнадцать лет. Несмотря на отсутствие оплачиваемых должностей, в среднем каждые два дня у нас появляется новый член клуба. Хотя в уставе записано, что его возраст должен быть старше 18 лет, очень часто к нам вступают родители подростка, а занимается именно сын или дочь, тем более, занятия для школьников у нас бесплатные 
В настоящее время в связи со сложностями экономической ситуации в стране и, особенно в нашей области, количество детских организаций, учреждений дополнительного образования, детских спортшкол не соответствует требованиям населения. Во всяком случае, у школьников не много возможностей посещения бесплатных кружков и секций. Уровень же материального обеспечения многих семей, особенно многодетных и неполных, снижается. Поэтому за последние годы резко возросло число детей, ничем не занятых в свободное от учёбы время. Невостребованная энергия находит негативный выход, отрицательное применение. Результатом становятся правонарушения и преступления. 
Однако, стремление к доброте в юном возрасте, как правило, велико и часто находит выражение в любви к животным. 
Еще недавно кружки и секции юных собаководов существовали при Дворцах пионеров, Станциях юннатов и даже общеобразовательных школах. Сейчас такие учреждения крайне редки. Между тем, профессия кинолога одна из самых востребованных и остродефицитных в современном обществе (если не считать множества любителей, называющих себя кинологами совершенно необоснованно). 
Около десяти лет назад в нашем клубе "Фауна" мы организовали подростковый центр "Фауна-юниор", первоначально планировавшийся, как небольшая военно-патриотическая детская организация, в которой мы должны были готовить из мальчишек будущих специалистов-кинологов для Российской армии и пограничных войск. Рассчитывали, что в дальнейшем наши ребята со своими дрессированными четвероногими питомцами пойдут работать в силовые ведомства. Так и случилось, и сейчас немало "фауновцев" являются кинологами МВД, некоторые работают в специализированных охранных структурах, и т.д. Наиболее характерные примеры - бывшие воспитанники клуба Павел Ветошкин, Артем Коновалов и Станислав Иванов. Теперь уже взрослые люди, сотрудники милиции, отслужившие в погранвойсках, в недавнем прошлом подростки с непростыми характерами, двое из которых сами состояли на учете в инспекции по делам несовершеннолетних. 
В клубе ребята занимаются рядом с друзьями, мечтающими о службе на границе. Взаимовлияние играет весьма заметную роль в воспитании подростков, и с каждым месяцем снижается влияние улицы, влияние телевизионных передач с отрицательными сюжетами об армии, во многих случаях вызывающее стремление "откосить". Встречи школьников со старшими нашими воспитанниками способствуют тому, что большинство мальчишек идут служить с желанием. 
Однако скоро мы поняли, что этого мало. 
Дело в том, что к нам приходит много девочек, или детей, чьи родители не имеют возможности содержать дома собаку, пригодную для служебных целей. 
Кроме того, узкая клубная направленность показалась нам тормозом, мешающим заинтересованности подростков. 
Следующим этапом нашей работы стали туристические походы. Мы преследовали цель не просто дать возможность ребятам набегаться, надышаться лесным воздухом, и даже не только крепче сдружиться, мы ставили главную цель - научить детей общению с природой. Для чего? Что бы они знали, а значит, любили свой край. 
Достижению цели в немалой степени способствовало то, что члены клуба, взявшие на себя обязанность руководителей групп юных туристов - знающие специалисты: биологи, географы, охотоведы. Все работают только на общественных началах. 
Роли инструкторов по туризму были поручены Светлане и Сергею Куропятниковым. Светлана, воспитанница самого первого поколения "Фауны- юниора". Сейчас ее можно с уверенностью назвать настоящим краеведом, отлично знающим природу Забайкалья. А увлечение Куропятниковых спортом оказывает на ребят исключительно мощное воздействие. Они искренне завидуют альпинистским навыкам Сергея и стараются ему подражать, им стыдно отставать от Светланы. 
Елена Павловна Иванова - преподаватель биологии, отлично знающий растительный мир Забайкалья. И хотя наш клуб называется "Фауна", и в соответствии с уставом должен заниматься животными, увлечение, с каким Елена Павловна рассказывает о лекарственных травах, о редких растениях, увлекает наших юных путешественников, (почему-то преимущественно, девочек). 
Нам пришлось убедиться в том, насколько интересно подросткам наблюдать за зверями и птицами. Правда, не случалось столкнуться в походах с крупными хищниками, (а мы и не ищем с ними встреч), но мы не раз встречали косуль, видели изюбря и кабаргу. 
А с каким азартом ребята учились читать следы лесных обитателей, какие интересные фотоснимки следов манула, белки, кабарги и даже полевой мыши они сделали! 
Наши мальчишки гордятся умением различать хищных птиц по силуэту в полете, они знают, как охотится коршун, никогда не перепутают ястреба с соколом. На Арахлее мы видели филина, а однажды, совсем недалеко от города, нашли птенца ушастой совы с переломанным крылом. 
Птица запуталась в проволоке, когда ловила мышей на одной из многочисленных придорожных свалок. Поход был прерван, мы постарались как можно скорее вернуться домой - в наших руках было живое существо, нуждающееся в срочной помощи, к тому же из числа занесенных в красную книгу. 
А в следующий раз столкнулись с вопиющим случаем дикого варварства - с виду приличная семья, мама, папа и двое детей азартно трясли тоненькую сосенку. На деревце была белка, которую они зачем-то хотели поймать и убить. Нужно было видеть возмущение наших мальчишек и девчонок! 
Почти все ребята уже были с нами на Алханае и на Араче, посещали пещеры Хээтея, Иван-Арахлейские озера, Смоленские скалы, проводили эколого- туристические эстафеты и мероприятия для малышей в пригородных лесах. 
Везде, где бы мы ни были, куда бы не пришли, начинаем с уборки мусора. А тот, кто придет на места наших путешествий за нами, не найдет ни одной бумажки, брошенной "фауновцами". 
Из походов мы привозим огромное количество фотографий, иногда - лесные сувениры - шишку, оригинальный сучок или корешок, красивый камень. Но никогда - полевые цветы. Наши ребята знают - цветами, тем более, редкими, можно только любоваться. Сорвать цветок - минутное удовольствие, с которого начинается разрушение. А патриот - не разрушитель, а созидатель.

Иванова О.П.